А вы знаете про эффект последней капли?
Хотя наверняка уже встречали применение его в жизни.
Кто-то делает на этом упор, а кто-то применяет интуитивно. Небольшое и остроумное исследование недавно показало, как на наши решения оказывают влияние, казалось бы, ничтожные вещи.
52 студента пригласили в лабораторию пробовать конфеты пяти видов: из молочного шоколада, темного шоколада, с кремом, с карамелью и с миндалем. Им не говорили, сколько конфет они будут пробовать.
Экспериментатор доставал случайную конфетку из мешка и давал студенту. Затем, каждый раз, доставая следующую, он неизменно говорил:
«А вот следующая».
Затем студентам предлагалось назвать самую лучшую и дать ей оценку удовольствия. Все шоколадки получили приблизительно равные оценки.
Другой половине студентов, экспериментатор говорил то же самое, кроме одного: доставая последнюю, он говорил:
«А вот и последняя».
И тут ситуация изменилась – если в первом случае, последняя конфетка выбиралась лучшей в 22% случаях (что фактически равно случайному выборы), то после слов «последняя конфета» ее выбирали в 64% случаях.
Была ли на самом деле разница, какая конфета оказывалась по вкусу?
Вы прекрасно понимаете, что разницы не было.
Объяснений тут может быть несколько. Раз известно, удовольствие кончается, имеет смысл им насладиться моментом максимально. Другое: мы привыкли, к тому, что у фильмов счастливый конец, в конце ужина подают десерт, и в целом мы ожидаем чего-то хорошего к концу. Последний поцелуй перед прощанием, последний день отпуска в экзотической стране, последний кусочек стейка – нам всегда казалось, что в этом что-то есть, так и оказалось.
А ведь это может приводить к решениям, которые никак не связаны со значимостью и ценностью того, что мы выбираем. Представьте, что мы выбираем действительно важные вещи, и среди них была одна, которая объективно лучше других, но ей не повезло оказаться последней.
И вместо нее мы выбрали другую.
Теперь вы об этом знаете, и может статься, учтете это, когда столкнетесь с этим в своей жизни.
Это может быть последняя упаковка товара на складе, если вы в торговле, или последняя путевка, которую предлагает вам туроператор, или последнее резюме из стопки, которую вы разбирали, и все что угодно еще.
“Все болезни от головы” – как говорила моя бабушка.