Бизнес и джаз: как рождаются новые идеи, уроки для лидеров

jazz и бизнес

Фрэнк Баррет, автор книги «Скажите “да” неупорядоченности: Неожиданные уроки джаза для лидеров» (Yes to the Mess: Surprising Leadership Lessons from Jazz) , объясняет, почему джем-сессии могут стать эффективным инструментом генерирования новых идей не только в искусстве, но и в бизнесе,  рассказывает, как много общего между действиями эффективных лидеров и джазом.

"Скажите «да» неупорядоченности: Неожиданные уроки джаза для лидеров" (Yes to the Mess: Surprising Leadership Lessons from Jazz)

В джазе, как и в компании, джем-сессии (jam-session) помогают побудить развитие новых идей и ускорить процесс обучения. Джазовые музыканты включаются в активное экспериментирование и развивают собственные идеи, основываясь на идеях своих коллег. Именно таким образом они учатся и приобретают новые навыки, которые в свою очередь перерождаются в эволюцию искусства. Появляются новые способы игры на музыкальных инструментах и новые школы.


Известный саксофонист Чарли Паркер получил кличку “Птица”  (Bird) благодаря тому, насколько легко он “летал” над аккордами и нотами и с какой простотой давались ему музыкальные эксперименты. Таким образом, джем-сессии позволили случайным открытиям изменить всю историю джаза.

Некоторые наиболее исключительные идеи рождаются в среде, которая очень напоминает джазовые джем-сессии.

Это то, что так хорошо удавалось Томасу Эдисону. Он был признан креативным гением, но фокусировка на индивидуальных достижениях упускает тот факт, что Эдисону было присуще джазовое сознание. Идеи лучших изобретений приходили к нему тогда, когда он работал с различными специалистами в Menlo Park в Нью-Джерси. Вместе они переживали немало успехов и провалов, но в конце концов кто-то из них обязательно приходил к гениальной идеи. Поэтому по сути Эдисон был не только и не столько великим изобретателем, сколько прекрасным организатором джем-сессий.

Стив Джобс понимал, насколько важны могут быть джем-сессии – неформальное взаимодействие с коллегами, которое часто приводит к счастливым случайностям, неспланированного и неожиданного обмена опытом. Именно поэтому он настаивал, чтобы офис Pixar был единственным зданием со значительным “открытым пространством”, что, по его мнению, должно побудить креативное взаимодействие дизайнеров.

Еще читайте:  Нано-бизнес и нано-технологии

Идея открытого пространства, открытого продукта (open source) и краудсорсинга имеет много общего с джазовыми джемами. Эти концепции отошли от традиционных, закрытых, проприетарных моделей с целью достичь открытого взаимодействия.

Можно вспомнить также и про “инновационные джемы“, устраиваемые компанией IBM. Руководители компании поняли важность открытого менталитета и создали большое мероприятие, в котором принимает участие большое количество людей. Тысячи участников делятся своими идеями и развивают их, основываясь на вкладах от других людей. Одна сессия собирает 150 000 участников из 104 стран.

Джазовая импровизация и креативность в организациях являются в значительной мере социальными инструментами. Они предусматривают создание связи между прошлым опытом и интуицией относительно будущего, пытаясь родить новые идеи. Умение собирать под одной крышей очень разных, но одинаково интересных людей и давать им возможность обмениваться опытом и видением – один из ключевых навыков современного успешного предпринимателя.

Ниже лишь некоторые уроки из джаза для лидеров в бизнесе, о которых рассказывается в книге:

  • импровизируйте, несмотря на хаос;
  • относитесь к ошибкам, как к лучшим источникам обучения;
  • действуйте и экспериментируйте одновременно;
  • полагайтесь на минимальную и максимальную автономию;
  • обменивайтесь мнениями в рабочих группах  (проводите джем-сессии);
  • управляйте, используя “провокационную компетенцию” (provocative competence).

Понравилось? Нажмите на кнопку ниже, поделитесь с друзьями в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal