Когда компании начинают выбирать CRM, у них неизбежно встает вопрос среди каких выбирать – облачную или классическую? Однозначного ответа нет, всё зависит от особенностей компании и её задач. Нельзя просто сказать – берите облачную CRM, это же тренд! все же «уходят в облака»)
Вкратце немного о терминологии. Облачные сервисы CRM – как правило работают через web браузеры, находятся в интернет, на сайте провайдера (собственника) услуги.
Классические программы CRM – находятся внутри компании, в локальной компьютерной сети, на сервере компании. И как правило, имеют клиентское приложение, которое устанавливается в компьютер каждого конкретного пользователя, которое работает, подключаясь к общей базе данных компании. Хотя есть варианты – когда web (браузерные) решения тоже могут распространяться с установкой на сервера компании, т.е. на условиях единоразовой оплаты. Так называемые «коробки», т.е. коробочные решения.
Облачные CRM называют еще SAAS (англ. software as a service — программное обеспечение как услуга; также англ. software on demand — программное обеспечение по требованию) – подробней здесь
Есть различные CRM системы по типам приобретения и финансовым условиям использования.
Три основных варианта CRM по типам приобретения и использования
1) Ежемесячная аренда, с web-интерфейсом. Как правило находится на сервере у разработчика CRM. Вы используете её через интернет доступ. Ещё такой тип называют SAAS. Компания арендует и программное обеспечение и сервера, где оно находится.
2) Ежемесячная аренда, без сервера. CRM на сервере\компьютере компании в локальной корпоративной сети. Т.е. арендуется лишь сама CRM, без серверов, используются собственные.
3) Единоразовый платеж («вечная» лицензия). CRM на сервере\компьютере компании в локальной корпоративной сети.
Диапазон стоимости CRM таких вариантов:
1 вариант: 500 – 1000 руб.\ месяц (за 1 пользователя)
2 вариант: 300 – 700 руб.\ месяц (за 1 пользователя)
3 вариант: 5 000 – 15 000 руб. (за 1 пользователя единоразово)
Примечание. Приведены цены для российских решений для компаний микро, малого и среднего бизнеса. Решения западных разработчиков (даже локализованных для России) – выше в несколько раз.
Какой вариант предпочтителен для вас ? Как и в любых других направлениях бизнеса и жизненных ситуаций – нет одного правильного ответа, например: вы покупаете офисные помещения? или арендуете?
Можно купить квартиру в собственность – а можно, опять же взять в аренду и платить ежемесячно. Если мыслить в категории финансов – то когда-то наступит момент, когда вы своими ежемесячными платежами заплатите больше, чем стоимость единоразового платежа («вечной» лицензии). Срок окупаемости разный – в разных случаях. С другой стороны – маленький порог входа для бизнеса, чтобы начать работать в online CRM – он ниже в 10 и более раз, а где-то есть даже и бесплатные тарифы для микробизнеса.
Про порог входа конечно есть и подводные камни – для CRM в некоторых нет возможности платить ежемесячно, хотя это и декларируется и указываются цены за месяц (а еще маркетологи любят показывать стоимость за день) . У online CRM свой маркетинг – им важно увеличить первоначальный срок оплаты – ведь тогда повышается вероятность того, что компания «приживется», распробует сервис, да и средний чек (первоначальный платеж) тоже хочется всем повыше иметь. Поэтому период оплаты часто идёт от 6 месяцев и выше – 9 месяцев, 12 месяцев и более. Чем больше срок – тем экономически выгодней для покупателя – ему предлагаются различные бонусы – «дополнительные месяцы».
Недавно видел акцию – «при оплате за год – второй год бесплатно».
Т.е. на практике низкая цена входа – нивелируется и первоначальный платеж в случае online CRM программ – вполне может быть сопоставим с вариантом единоразовой покупки классической CRM (вечной лицензией).
Бизнес и CRM уходят в облака?
Спросом со стороны пользуется как аренда виртуальной инфраструктуры (IaaS, виртуальные машины, выделенные виртуальные ЦОД), так и аренда готовых сервисов. Проще всего вывести в облака второстепенные функции – такие как корпоративная почта, мессенджер, офисный пакет, виртуальные АТС и IP телефония. Реже компании готовы отдать в облако ключевые бизнес-системы, однако с каждым годом это происходит и CRM здесь явно наращивает присутствие бизнеса.
Некоторые консервативные предприниматели скептически относились к облачным сервисам для бизнеса, в т.ч. беспокоясь скорее за безопасность данных (своруют или продадут конкурентам нашу клиентскую базу), нежели за стабильную работу и доступность.
С каждым годом скептиков становится всё меньше и меньше, ведь по сути большинство россиян уже пользуются такими сервисами не первый год – например те же почтовые сервисы mail.ru gmail.com или Яндекс почта, аккаунты в соцсетях, онлайн мессенджеры.
На рынке CRM в СНГ – более 80 систем и такая конкуренция хороша для пользователей. Для облачных есть еще преимущество – многие необходимые интеграции идут в коробке, уже готовые и за них не нужно платить дополнительно. Например, раньше – за интеграцию CRM с IP телефонией – приходилось платить немалые деньги, теперь это для многих один из важных критериев при выборе CRM и пользователи выбирают при прочих равных «всё включено» ( за ту же цену).
А есть еще и другие важные онлайн сервисы для бизнеса – коллтрекинг, веб аналитика, e-mai рассылки, SMS – которые задействуются в процессах продаж и их взаимосвязь и интеграция с CRM весьма критична. Облачные системы в этом имеют преимущества перед классическими и опережают в большинстве своём на 2 шага – в облачных больше вариантов уже готовых вариантов интеграции с другими сервисами, плюс часто имеется API для самостоятельной доработки.
Конечно, выбор за пользователем, нужно взвесить все плюсы и минусы обоих типов решений и выбрать оптимальный и главное соответствующий текущему этапу и задачам бизнеса. Если нужна помощь экспертов – то у нас есть для этого бесплатная услуга, для этого нужно лишь заполнить онлайн анкету.