Консультанты компании Boston Consulting Group определили семь основных бизнес-моделей, в которых Big Data позволяет найти и извлечь скрытую, прежде незаметную ценность.
Сами эти модели не отличаются новизной, но Big Data позволяют произвести поиск и обнаружение скрытых закономерностей и ценности на основе множества данных: статистики продаж и других.
1. Сборка под заказ. Продукты и услуги, сконфигурированные под запросы пользователя. Например, система анализа транспортных потоков для городских властей, основанная на данных множества GPS-устройств.
2. Пакет услуг в одном предложении. Например, энергетическая компания может изучить статистику использования газа и электричества и с учетом полученных данных предложить клиентам интегрированную услугу – газ, электричество.
3. Единый готовый продукт для всех. Скажем, банк может продавать исследования на основе больших массивов данных о тратах своих клиентов.
4. Оплата по мере использования. Клиент подписывается на целый ряд услуг, но платит за них лишь в том случае, если реально ими пользуется.
5. Комиссионные. Банк анализирует транзакции по пластиковым картам, выбирает подходящие магазины и рестораны и предлагает им скидки, если они согласятся в обмен на это платить некий процент от своих доходов.
6. Обмен ценностями. Опираясь на посредников, компании дают предоставляют клиентам бонусы и дополнительные выгоды. Скажем, покупатель в магазине получает скидку не напрямую, а от банка, который возвращает ему часть затраченных денег. Магазин, в свою очередь, платит банку комиссию.
7. Продажа исследований по подписке. Например, изучение большого банка историй болезни и регулярный выпуск исследований по их мотивам.
Если верить исследователям Gartner, то новые технологии начинают реально менять бизнес лишь через несколько лет после того, как оказываются у всех на слуху. И выходит, что Big Data, самый затасканный технологический термин прошлого года, еще не скоро изменит бизнес-мир. Но консультанты BCG опубликовали это исследование о том, как заработать на «больших данных» уже сейчас, не дожидаясь будущей волны.
По оценкам компании IBM, в 2012 году в мире ежедневно создавалось более 2,5 эксабайта (2,5 млрд гигабайт) новой информации. Если записать ее на стандартные dvd и сложить их в стопку, то она оказалась бы высотой более 500 км. И так каждый день. Записи в соцсетях, данные метеоспутников, датчиков на Большом адронном коллайдере и с телефонных приложений стекаются в огромный информационный океан Big Data (англ., большие данные).
Теоретически в океане Big Data можно увидеть скрытые взаимосвязи и, следовательно, сделать на их основе достоверные прогнозы, проследить динамику хоть рынка акций, хоть социальной напряженности. Однако пока у людей лучше получается фиксировать и хранить данные – с анализом дело обстоит немного хуже. Но ситуация постепенно меняется.
Так, в середине 2014 года компания Intouch запустила в России программу «Умное страхование». Покупатель каско может установить на телефон специальное приложение, анализирующее стиль его езды. Данные отсылаются страховщику, который вознаграждает за безопасное вождение скидкой в размере до 20%. С минимальными расходами компания получает бесценные данные, которые в будущем помогут ей более точно вычислять стоимость каско. Еще один пример демонстрируют власти Лондона. Все совершаемые преступления они заносят в открытую карту, благодаря которой полицейские понимают, какой район требует большего внимания (где выше вероятность уличной кражи, пожара, убийства и пр.).