Модель медведя и 5 ключевых ошибок руководителя в кризис

Модель медведя и 5 ошибок руководителя в кризис

Вкратце, вот о чем эта статья:

  • Рекламный и маркетинговый бюджет. Сокращать или увеличивать?
  • Входящие обращения клиентов. Продавцы, грузчики или справочная служба?
  • Цифра 1 в бизнесе. Примеры и обоснования
  • Нет контроля процессов. Почему это важно
  • Модель «медведя» и зимняя спячка
    P.S. Бонус – Диагноз. Порядок действий. Что делать сначала, а что можно потом?

Статья была впервые опубликована в блоге Олега Семёновых  на портале Деловой Квартал.

Конечно, это не все ошибки,  их гораздо больше, встречались и более серьезные, однако исправив эти, можно получить  значительный результат. Я не буду. здесь  писать про мотивацию и моральный дух) Конечно это важно, но речь о другом

Рекламный и маркетинговый бюджет. Сокращать или увеличивать?

У  многих  компаний, которых есть бюджет на продвижении и привлечение клиентов  возникает две основные модели  поведения – «нужно сократить бюджет, кризис же» или «нужно увеличить бюджет, кризис же» .

Сама постановка вопроса «сокращать или увеличивать?» не корректна, потому что предполагает один ответ для всех.

 Правильный ответ:  решение нужно принимать с учетом отдачи от каждого канала привлечения.   Если канал – не эффективен, то сокращать, если даёт  входящий поток по приемлемой цене – то оставлять и возможно, что и увеличивать.

В основном это происходит в компаниях в секторе B2C (клиенты- физические лица).  В нише  B2B (корпоративный сектор), если локальные компании, то бюджет как правило небольшой, а если работают по всей стране, то задействуют  в большей степени интернет- маркетинг, где можно видеть  отдачу от каждой  вложенной тысячи рублей, было бы желание и правильные руки. И это не только клики на сайт, но и звонки в том числе.

Конечно, бывают задачи и по охвату, маркетинг-микс и всё такое, но если цель – продажи и у вас нет бюджетов как у Кока-колы, то пора переходить на прямой отклик.

Себестоимость входящих контактов выросла значительно, чтобы получить то же количество, что и раньше – нужно вкладывать больше средств (даже при условии, что каналы эффективны). 

Еще читайте:  6 известных показателей бизнес-аналитики, которые должен знать каждый маркетолог.

Входящие обращения клиентов. Продавцы, грузчики или справочная служба?

К сожалению, нет ежедневного учета входящих обращений, нет сбора контактов, нет вовлечения и выяснения потребностей с первого контакта.  Так что, приличная часть бюджета из п.1 выше – вылетает в трубу. Даже сейчас,  в условиях экономического спада.

В итоге отдел продаж работает в режиме «справочной службы».  Это не продавцы, это «грузчики». Которые отгружают товары или услуги, когда клиент приходит сам и несёт деньги.  Их задача – хотя бы не мешать таким клиентам. Иногда и эта задача не выполняется.

Нет единого стандарта работы продавцов с ним. А если и есть – то нет контроля его выполнения, плана развития каждого сотрудника в итоге – все работают как хотят, «по наитию». 

В итоге,  даже заплатив по 3-7 тыс рублей за входящий звонок (цена в отрасли застройщиков)  – нет гарантии, что «клиента не сольют».  А ведь улучшив обработку входящих,  можно нивелировать увеличение стоимости, подняв конверсию и тем самым  себестоимость продажи оставить на том же, предкризисном уровне или даже уменьшить.

Я знаю, что многие руководители хотели бы изменить такое положение, но не знают как именно это сделать.  Но многие часто и не понимают, в чем конкретно проблема. У конкурентов покупают, а у нас нет.

Цифра 1 в бизнесе

1 поставщик, 1 крупный покупатель, 1 канал привлечения, 1 хороший продавец ….   

Думаю не стоит дальше продолжать.  Цифра 1 в бизнесе – очень опасна.

Из свежего – отдел продаж из 5 человек, лучший продавец продает 50-60 % от всех продаж компании.  И она выходит замуж (да, это девушка))  Мотивация видимо пропала.  И продажи тоже продали (еще до кризиса).  

Но продажи – не только мотивация.  Это цепочка правильных действий, которые нужно выполнять качественно, используя необходимые навыки и техники, свои для каждого этапа. Если всех сотрудников подтянуть и настроить работу системно, то зависимость от продавцов – звёзд будет минимальна.

Еще читайте:  5 основных ошибок контент-маркетинга

1 канал привлечения – это плохо.  10-15 стандартных каналов как правило мы прорабатываем на консультациях и в проектах у клиентов. Интернет – это не канал, там десятки мест и у каждого своя эффективность.

Нет контроля процессов

Есть такая позиция – «сотрудники сами у нас заинтересованы в результатах». У них же зарплата на проценты завязаны.  Что у них – каждый шаг теперь контролировать?  Не царское это дело))

Продажи – это процесс.  Хорошие результаты возникают – когда каждый сотрудник выполняет ряд  действий, в соответствии с ним.  Всегда одинаково.  Количество этих действий – нужно контролировать.  Иначе как вы узнаете – почему нет продаж?  Где слабое место? На каком именно этапе этого процесса?  Внедрение воронки продаж – сейчас самое время делать, если этого нет. А даже если и есть – то нужно переходить на уровень выше. Ведь там много уровней для аналитики –  базовый, стандартный, повышенный, продвинутый, эксперт и мегаэксперт.  Вы на каком уровне сейчас?

Можете ли вы прямо сейчас сказать, хотя бы себе (честно) – сколько у вас сделок в работе (это значит пока не продали, но очень этого хочется) сейчас в компании в целом?  По каждому сотруднику?  Какая длина цикла продажи (сделки) ? Средняя сумма сделки ? Какая конверсия у каждого из сотрудников из первого контакта в продажу? Из первого контакта во встречу? У кого выше, у кого самая низкая?  Кто сколько делает ежедневно целевых действий, нужных именно дял вашей цепочки продаж?

Модель «медведя» (зимняя спячка)

«В кризис 2008 года мы переждали и всё сравнительно быстро восстановилось. Переждем и сейчас.»   Нет готовности что-то менять.  Просто переждать момент и всё восстановится, как медведь пережидает зиму и мы также. 

По моим ощущениям и высказываниям некоторых экспертов – такого быстрого восстановления в этот раз не будет, всё гораздо серьёзней.  Поэтому, придется начать делать то, что раньше «некогда было делать».  Да, кому то раньше можно было «не точить пилу, а просто пилить». Пришла пора  заточить инструменты. И не просто инструменты, а выбрать лучшие из них.   А может даже перебраться на поляну слева или справа,  там условия получше и трава позеленее.

Еще читайте:  Нано-бизнес и нано-технологии

Главное качество компаний в текущих условиях в особенности = адаптивность. Готовность и возможность быстро изменяться.  Нужны точные решения и быстрое их внедрение. Правильное решение – но выполненное с большой задержкой – это уже ошибка.

Диагноз. Порядок действий. Что делать сначала, а что можно потом?

Порядок действий – у всех разный.  Ведь бизнесы – все разные, даже в одной отрасли все компании находятся на разных уровнях.  Чтобы понять, что именно лучше делать в первую очередь в своем бизнесе – нужно провести диагностику и только на основании неё планировать следующие действия.  Чтобы увидеть ближайшие, самые легкие пути для  улучшения,  чтобы с минимальным усилиями добиться максимального результата.

Вот какие области нужно проанализировать*

  • Анализ продуктов и услуг
  • Анализ клиентов
  • Конкурентный анализ
  • Анализ системы сбыта:  маркетинг и продажи
  • Анализ отношений с клиентами
  • Диагностика персонала
  • Диагностика бизнес-процессов
  • Оргструктура

 

Если нет опыта или нужен взгляд со стороны или диагноз нужно получить быстрей, то проще это сделать  с приглашением бизнес-консультанта или эксперта в области маркетинга и продаж,  например,  именно такими задачами мне приходится часто заниматься и технологии «выявления тонких мест» уже отлажена.   За 1-2 часа в экспресс  режиме  можно найти 3-5 точек для роста и уже в ближайшее время  начать изменять ситуацию к лучшему, своими силами.

*жирным шрифтом выделены пункты, которые мы делаем во время экспресс-диагностики.  Полный перечень –  задача глобальней ,  2-7 дней и более.

Всем добра, теплых клиентов и роста продаж!

Семёновых Олег,

Эксперт по привлечение клиентов и увеличению продаж, агентство  «Эверт консалтинг».

Руководитель представительства  Международной  Ассоциации бизнес-консультантов «Бизкон» (г. Москва)

Понравилось? Нажмите на кнопку ниже, поделитесь с друзьями в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal