Стратегический маркетинг отражает, главным образом, вопросы, ответы на которые и составит «скелет» стратегического плана:
- каким бизнесом занимается фирма, и какова ее миссия на выбранном рынке;
- цели и стратегические притязания фирмы;
- основные факторы привлекательности в каждом сегменте, существующие возможности и опасности внешней среды для долгосрочного развития фирмы;
- целевые клиенты фирмы и ее главные конкуренты;
- как будут изменяться основные запросы и нужды потребителей в будущем, как компания намерена их удовлетворять лучше, чем основные конкуренты;
- рыночное положение фирмы и ее позиционирование в каждом сегменте;
- каковы конкурентные преимущества фирмы в каждом сегменте;
- каковы стратегические направления развития фирмы.
Другими словами, стратегический маркетинг отвечает на три основных вопроса:
- Нынешняя ситуация (где мы находимся);
- Цели (чего мы хотим достичь);
- Стратегические направления (что для этого нужно сделать).
Что нужно компании для выработки маркетинговой стратегии?
- Обладание глубоким знанием рынка.
- Обладание видением.
- Умение сегментировать рынок.
- Находчивость и креативность.
Разработка и аудит стратегического маркетинга может быть частью консалтингового проекта, и тогда он выполняется с привлечением внешних бизнес-консультантов, специалистов по стратегическому консалтингу.
Обладание навыками количественного и качественного анализа, а также современными методами стратегического анализа, такими, как SWOT-анализ, матрица возможностей по товарам/рынкам, анализ отрасли по методу Портера и др.
Обычно маркетинговая стратегия нацелена на выработку долгосрочных конкурентных преимуществ и на сохранение или увеличение доли на базовом рынке. Однако, в этом стремительном и изменчивом мире фирмы все чаще настроены на поиск новых, либо расширение существующих источников формирования стоимости (создание новых рынков, поиск новых сегментов и ниш).